Увеличение резкости — часть 3

altИтак, в качестве первого способа увеличения резкости, мы познакомились с Unsharp Mask, фильтром, которым пользуется большинство фотографов. Но так же мы обнаружили и проблему связанную с этим фильтром. А именно то, что фильтр применяется одновременно на всей площади фотографии. То есть настройки которые вы так тщательно подбирали, будут одинаковы для всех областей фотографии.

А на практике окажется что для некоторых областей обрабатываемой фотографии эти настройки оптимальны, а для других областей недостаточны или избыточны. В этой части мы поговорим о других способах увеличения резкости. Вначале о фильтре Smart Shapen (фильтр появился только в Photoshop CS2) который позволяет изменять силу эффекта увеличения резкости в зависимости от степени освещенности участков изображения , а затем об усилении резкости при помощи High Pass — этот способ в отличии от других, позволит вам в любой момент вернуться к редактированию фото и отредактировать эффект усиления резкости в любую сторону или вообще убрать его.

И еще раз важное замечание. Данные инструменты занимаются очень «тонкой» настройкой увеличения резкости. Поэтому, очень важно насколько качественный и хорошо настроенный у вас монитор. К примеру, изменения показанные на приведенных ниже примерах, хорошо видны на экране моего домашнего компьютера, но почти не заметны на экране моего ноутбука (для того лучше увидеть изменения на примерах, попробуйте сохранить файлы на жестком диске и посмотреть их в любом графическом вьювере, быстро переключаясь между фото.)

Smart Sharpen

alt

Рисунок 1. Инструмент Smart Sharpen

Новый фильтр Smart Sharpen добавлен в Photoshop CS2 для того чтобы дать большую гибкость и больше возможностей при усилении резкости. Фильтр доступен в меню Filter/Sharpen/Smart Sharpen. На рисунке 1 показан интерфейс фильтра

Как видно на рисунке, Smart Sharpen так же имеет параметры Radius и Amount. Они абсолютно идентичны аналогичным параметрам у Unsharp Mask. Поэтому остановимся подробнее на других, новых возможностях. Первая новинка называется Remove. Она позволяет выбрать пользователю один из трех способов размытия верхнего слоя нерезкой маски (чтобы понять о чем идет речь — следует прочитать в первой части статьи о самой технологии нерезкой маски). Разные способы дают разный эффект усиления резкости, что дает больший выбор для фотографа. Вторая новинка — это два новых меню Shadow Highligh, позволяющих задавать дополнительные настройки для темных и светлых областей фотографии. Эти меню позволяют задавать разную силу эффекта усиления резкости для средне серых, светлых и темных областей фотографии. И последняя новинка — чекбокс More Accurate. Если выставить эту опцию — все обработки фотографии будут выполняться более тщательно, но это сильно скажется на производительности компьютера .

Smart Sharpen: Remove

altРисунок 2. Параметр Remove

На рисунке 2 показан раскрытый комбобокс опции Remove в котором видно 3 доступных значения. Gaussian Blur — стандартный метод размытия который используется и в Unsharp Mask. Если выбрать это значение, то результат будет практически идентичен Unsharp Mask. Результат со значением Lens Blur будет чем то напоминать Unsharp Mask c меньшим значением Radius, то есть это значение больше подойдет к изображению с большим количеством мелких деталей. И значение Motion Blur рассчитаны на те фотографии которые были сделаны «в движении» то есть камера перемещалась в момент спуска затвора или объект быстро двигался (например фото автомобиля в движении) — необходимость и эффективность этого значения очень спорная и мы не будем его рассматривать в этой статье.

На рисунках 3-5 показана фотография со значениями Gaussian и Lens Blur параметра Remove. На рисунке 3 — изначальное изображение. Взята часть фотографии с крупным планом множества мелких иголок на ели и травинок. Radius выбран равным 2.9. На рисунке 4 усиление резкости со значением Gaussian Blur. Результат выглядит немного перешарпленым (имеющим избыточную резкость). Самые мелкие детали пострадали. Можно сказать что было выбрано слишком большое значение Radius для мелких деталей. Теперь выберем Lens Blur при том же значении Radius. Эффект чрезмерной резкости стал меньше, то есть мелкие детали не пострадали. То есть можно сделать следующий вывод — при одном и том же значении Radius, значение Lens Blur больше подходит для изображений с большим количеством деталей.

altРисунок 3. Без увеличения резкости
altРисунок 4. Remove — Gaussian Blur
altРисунок 5. Remove — Lens Blur

Smart Sharpen: Mid-Tones

altРисунок 6. Фотография реки

Второе новшество в Smart Sharpen — возможность задавать различное усиление резкости в средне освещенных, светлых и темных областях изображения. На рисунке 6 фотография реки, сделанная ранним утром. На фото очень широкий диапазон тонов от самых ярких до самых темных. Посмотрим как Smart Sharpen будет задавать резкость оптимальную для каждой области.

Начнем работу так же как и в случае Unsharp Mask, то есть сначала выберем Radius и Amount ориентируясь на средне освещенные области. Эти параметры задаются на основной закладке (Sharpen). Значения Radius и Amount выставляем исходя из содержимого изображения и количества деталей (смотри работу с Unsharp Mask во второй части статьи). Вначале подбираем Radius и только потом Amount.

На рисунках 7 и 8 показана часть фотографии со средне освещенной областью. На рисунке 7 — изначальный вариант, а рисунок 8 — с усиленной резкостью, при выбранных параметрах Radius равным 1.4 и Amount равным 175%. На рисунке показано как усиление резкости сказалось на среднеосвещенной области.

altРисунок 7. До увеличения резкости
altРисунок 8. Увеличена резкость

Smart Sharpen: Highlight

altРисунок 9. Вид меню Highlight

Теперь, после того как разобрались со средне освещенными областями, перейдем к светлым областям. Эти области надо защитить от избыточного усиления резкости, так как оптимальные значения для среде освещенных областей слишком велики для светлых областей. Для примера — если в яркой области были какие то слабые детали, то в результате мы можем просто потерять их, область станет просто белой. Закладка highlight позволит нам этого избежать.

На рисунке 9 меню Highlight. Оно имеет 3 параметра. Fade Amount определяет снижение силы эффекта увеличения резкости для ярких областей. То есть чем больше значение Fade Amount для Highlight тем меньше скажется увеличение резкости на ярких областях. При значении 0 резкость будет увеличена так же как и для средне освещенных областей, а при значении 100% — увеличение резкости вообще не будет применено к ярким областям. Tonal Width определяет тональный диапазон в котором область считается яркой. То есть при малых значениях будут затронуты только самые ярко освещенные области. При увеличении значения, граница определения яркой области будет расширяться в сторону средне освещенной. Параметр Radius определяет, в каком диапазоне от отдельно взятого пиксела детали будет происходить анализ, принадлежат ли соседние пикселы так же к светлой области или к уже к темной или средне освещенной.

На рисунках 10-12 часть фотографии с светлым камнем. На рисунке 10 изначальное изображение (без усиления резкости). На рисунке 11 — как яркая область выглядит после усиления резкости для средне освещенных участков. Заметно что есть небольшая избыточная резкость. На рисунке 12 резкость для светлых областей чуть уменьшена, при параметрах Fade Amount равным 44 и Tonal Width равным 57.

altРисунок 10. До усиления резкости
altРисунок 11. Увеличена резкость средне
освещенных областей
altРисунок 12. Уменьшена резкость для светлых областей

Smart Sharpen: Shadow

altРисунок 13. Меню Shadow

Ну и наконец, перейдем к темным областям. Лично я предпочитаю чтобы темные области были менее резкими по сравнению со средне освещенными. Во первых — особенности человеческого глаза и мозга. Взгляд «соскальзывает» с темных областей. Темные области не рассматриваются как основные, и выполняют второстепенную роль. Конечно есть исключения, но в большинстве случаев нет смысла привлекать внимание зрителя к темным областям, тем самым уводя его от сюжетно важных деталей. Во вторых — темные области как правило имеют больше шума. И увеличивая резкость мы увеличим этот шум.

На рисунке 13 меню Shadow. Параметры абсолютно аналогичны меню Highlight только их значение будет применено к темным, а не светлым областям, поэтому описывать их снова, нет смысла. Соответственно на рисунке 14 показана фотография до увеличения резкости. На рисунке 15 — резкость увеличена для средн еосвещенных областей. А на рисунке 16 резкость для темных областей уменьшена, путем задания параметров Fade Amount в 25 и Width в 45.

altРисунок 14. До увеличения резкости
altРисунок 15. Резкость увеличена для
средне освещенных областей
altРисунок 16. Уменьшена резкость для
темных областей

Smart Sharpen: Уже лучше, но…

altРисунок 17. Фотография реки

Smart Sharpen конечно же лучше чем просто Usharpen Mask. Фильтр позволяет управлять и типом размытия маски и силой эффекта увеличения резкости в разных областях изображения. Но мы все равно еще имеем схожие проблемы. Посмотрим снова на отредактированное фото и изучим его. Помимо того, что изображение имеет области с разной освещенностью, мы имеем и текстуры разного характера. То есть имеем текстуры с крупными деталями (поверхность воды), так и очень мелкие (листва). Было бы очень здорово применять разное усиление резкости к разным текстурам. Чтобы при оптимальном увеличении резкости для текстуры с крупными деталями, избежать избыточной резкости на мелких деталях. К сожалению, Smart Sharpen не позволяет сделать этого.

Есть и другие проблемы. Если шум на темных областях можно уменьшить, уменьшив их резкость, то на других областях шум будет усилен после применения Smart Sharpening.

Smart Sharpening может так же придать нежелательный ореол деталям. Ну и так же как и простой Unsharp Mask — Smart Sharpen, деструктивен. То есть после того как вы применили его, сохранили фотографию и закрыли фотошоп, вы не сможете вернуться к изначальному изображению или изменить параметры уже примененного усиления резкости.

То есть как бы то ни было, но Smart Sharpen по прежнему применяется ко всей площади изображения равномерно, как и Unsharp Mask. Так что хоть Smart Sharpen и «умнее» чем простой Unsharp Mask, но далеко не идеален.

Следующий метод, увеличение резкости при помощи High Pass — позволит нам решить одну из проблем.

Метод увеличения резкости с помощью High Pass

altРисунок 18.
Палитра Layers
altРисунок 19. Режим
наложения слоев

Двигаясь по иерархии методов увеличения резкости, использование High Pass выводит нас на новый уровень. Этот метод позволяет нам в любой момент управлять силой эффекта. Увеличение резкости при помощи High Pass это не просто инструмент увеличения резкости (вы не найдете инструмента High Pass Sharpen в Photoshop), это методика, основанная на применении фильтра High Pass к слою, дублирующему основной слой изображения.

Методика High Pass имеет два больших преимущества. Во первых усиление резкости применяется не напрямую к оригиналу изображения, как в предыдущих случаях, а к дублирующему слою. То есть мы не меняем навсегда исходное изображение, что дает нам известную свободу, мы можем спокойно сохранить работу, закрыть фотошоп и продолжить работу над изображением, например, через пару дней.

Второе преимущество заключается в том, что методика High Pass позволяет очень точно определять границы деталей и все изменения проводить только на этих границах, не затрагивая гладких областей.

Работа по методике High Pass начинается с палитры Layers (Слои) показанной на рисунке 18. Вначале следует создать дубликат основного слоя. Вы можете сделать дубликат просто перетащив слой на иконку Create New Layer (Создать новый слой) внизу палитры. Затем перейдите на новый слой и переключите режим смешения на Hard Light (рисунок 19)

altРисунок 20. Фильтр High Pass

Затем запустите фильтр High Pass на новом слое. Фильтр находится в меню Filter/Other/High Pass. На рисунке 20 — меню фильтра High Pass. Он имеет всего один параметр — Radius. Фотографии с большим количеством деталей требуют небольшого значения Radius (на примере использован Radius равный 3). Если бы деталей на фотографии было меньше то значение следовало бы задать большее. Так же как и в случае Unsharp Mask — путем увеличения Radius можно выбрать точку, когда резкость будет оптимальной, но детали не начнут деградировать. Наша задача найти эту точку и задать радиус (для этого придется поэкспериментировать). Окно предпросмотра фильтра, показывает как High Pass влияет на слой, дублирующий оригинальное изображение. А на экране — видно как фильтр действует на все изображение (на оба слоя). Когда мы нажмем ОК — меню закроется и фильтр будет применен к рабочему слою.

Теперь наша задача завершить установки для усиления резкости. Для этого надо выполнить 2 действия и оба они находятся на палитре Layers. Во первых следует определить режим наложения слоев Hard Light или Soft Light . Hard Ligh даст более сильную резкость чем Soft Light. Затем перейдем к прозрачности рабочего слоя (параметр Opacity). Сейчас он 100%. В нашем случае это обозначает максимальную силу нашего эффекта увеличения резкости. Уменьшение прозрачности приведет к уменьшению силы эффекта. Немного поигравшись с прозрачностью и типом наложения слоев можно добиться нужного эффекта. Самое главное что в дальнейшем мы всегда сможем изменить эти значения.

Рисунки 21 и 22 показывают пример использования метода High Pass, соответственно до и после увеличения резкости.

altРисунок 21. До увеличения резкости (view 50%)
altРисунок 22. Резкость по методу High Pass (view 50%)

Метод High Pass — реальные преимущества

Увеличение резкости при помощи фильтра High Pass имеет несколько преимуществ перед предыдущими методами. Во первых — возможность в любой момент времени изменить параметры увеличения резкости путем изменения прозрачности дублирующего слоя и метода наложения слоев. Вы так же можете легко вернуться к исходному изображению, просто удалив дублирующий слой. Затем, так как вся работа происходит на отдельном слое, метод High Pass можно использовать в комбинации с другими, более продвинутыми способами увеличения резкости, о которых мы будем говорить в последующих частях статьи.

Обратите внимание на тенденцию, каждый последующий метод увеличения резкости, так или иначе связан с предыдущим, и каждый последующий метод позволяет решить хотя бы часть проблем, возникающих при использовании предыдущего метода. Таким образом, двигаясь далее, мы узнаем все более оригинальные способы увеличения резкости, использование которых по отдельности, или в комбинации, позволит решить нам большинство возникающих проблем.

Пройти онлайн-уроки по Lightroom