Скоростная фотосъемка — как сделать сверхскоростной снимок? И 40 снимков примеров.

Сверхскоростная фотография, она же High Speed Photography (HSP), она же Freezing fast motion — довольно увлекательная тема.  В 1948 году американское Общество Инженеров Кино и Телевидения определило высокоскоростную фотографию как снимки, полученные камерой, способной делать от 128 кадров в секунду и не менее трех последовательных кадров. По сути, такая фотография является противоположностью покадровой. (подробнее на www.cg-mania.ru/).

Понятно, что подобная скоростная фотосъемка недоступна не только простому обывателю, но и многим профессионалам, так как простые камеры для этого не предназначены. Но тем не менее, снимков из серии «остановись мгновение» достаточно много.  Откинем в сторону высокоскорострельные фотокамеры для научных экспериментов.

Что нужно для того, чтобы получить сверхскоростной снимок? Можно выделить 3 составляющих:

  • Очень короткая выдержка. От 1/6000 и выше
  • Хорошее освещение
  • Затвор должен сработать в нужный момент. 

При ближайшем рассмотрении — это мало реально. Зеркалки топового класса выдают максимум 1/8000 и стоят очень много денег.  Источник света, позволяющий снимать на таких выдержках — выжжет наши глаза до задней стенки черепа. До нужного момента мы уже не дойдем. 🙂

Но решение есть. К сожалению, статей в интернете по тому, как сделать скоростной фотоснимок дома, очень мало. На русском и того меньше. Фактически единственное, что удалось найти на русском это статья Евгения Орлова на сайте Хулиганствующего Элемента, но она страдает тяжелым наследием полноценного академического образования :). Автор сильно уклоняется в научно экспериментальную область, двигаясь в сторону создания самодельных вспышек. 

На самом деле все прозаичнее.

Кarsten Stroemvig, в статье High Speed Photography at Home довольно популярно объясняет и проблему и решение.  Все остальные варианты так или иначе сводятся к той же схеме и идее. 

А идея простая.  Вместо того, чтобы гоняться за сверх выдержкой, сделаем наоборот. В условиях недостаточной освещенности (абсолютно темная комната, зажатая диафрагма и и.д.) мы выставляем большую выдержку,  а затем в нужный момент подсвечиваем объект коротким импульсом вспышки.  

Ключевой момент здесь — это заставить сработать вспышку в нужный момент.  

Итого, чтобы заснять взрывающийся шарик, нам требуется:

  • Темная комната
  • Обычная зеркальная камера
  • Штатив
  • Внешняя вспышка, способная работать в slave mode
  • Sound Trigger — ключевое устройство, о котором чуть позже
  • Рогатка, ружжо, или просто иголка 🙂

Центр всей схемы — загадочный Sound Trigger.  Это какое либо устройство, задача которого, заставить сработать вспышку от микрофона, фиксирующего шум от снимаемого объекта (взрыв шарика, падение капли и т.п).  К сожалению, фирменных устройств подобного типа в продаже нет (или мне найти не удалось).  Есть различные полусамодельные «Flash Controller Kit», например Universal Photo Timer или же мастерить его самому. 

 Концепция устройства может быть разной.  Например подружить его напрямую с механизмом спуска вспышки или более универсальный вариант — микрофон заставляет сработать светодиод, который «поджигает» вспышку установленную в slave mode. Схему подобного устройства Кarsten Stroemvig  приводит в другой статье — так что те, кто близок к радиоэлектронике могут взяться за паяльник.

Изготовление триггера не является главной темой данной заметки, так что продолжим дальше, предположив, что мы нашли другой способ сработать вспышку «по хлопку».

Схема съемки примерно следующая

alt

Вспышку нужно установить в ручной режи  на небольшую мощность (1/16), чтобы импульс был как можно короче.  Камеру ставим в ручной режим или режим приоритета диафрагмы. Примерные значения: выдержка 1-2 секунды, ISO не более 400 (чтобы снизить шум), диафрагма 11-16 и ручной фокус.

Ставим камеру на штатив, наводим на объект, кадрируем и фокусируем вручную.

Затем проводим тест. Выключаем свет, нажимаем на спуск затвора и в ручном режиме заставляем сработать вспышку.  За несколько пробных кадров проверяем — экспозицию, баланс белого, кадрирование, фокус, глубину резкости.

Чтобы подкорректировать освещенность /экспозицию  изменяем

  • расстояние от вспышки до объекта и ее расположение
  • мощность импульса
  • диафрагму
  • ISO

Когда все установлено и настроено — настает решительный миг.  Делаем все то же самое что и в тесте, но на этот раз включаем наш звуковой контроллер и протыкаем шарик, чтобы хлопок заставил сработать триггер, а тот в свою очередь вспышку.

 

Примерно та же методика описана «в картинках» в PDF документе Home-Made High Speed Photography.

 

alt

А еще один способ, для съемки «водяного макро» описывается в другой статье Quick guide to Simple High Speed Macro Photography.  Он несколько проще и отличается от предыдущих двух, но сфера его применения более ограниченная.

В заключении, для поднятия боевого духа, подборка высокоскоростных фото от SmashingMagazine 

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

[thumb]http://lightroom.ru/uploads/posts/2009-09/1251819061_co.jpg[/thumb]

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

 

Пройти онлайн-уроки по Lightroom