Петр Карасев: «для фуд-фотографа абонемент в спортзал это не прихоть, а суровая жизненная необходимость.»

Фуд-фотография — сухая рекламная картинка или настоящее произведение искусства? Как создаются фотографии еды, глядя на которые, так и хочется съесть ее? Об этом и многом другом мы побеседовали с петербургским фуд-фотографом Петром Карасевым. Пётр поделился с нами секретами фуд-фотографии, рассказал о вкусной и здоровой пище, любви к скандинавским мотивам и вдохновении любимой женщиной.

— Как вы пришли к фотографии, расскажите с чего все началось? Какая была первая камера?

Петр Карасев: Тяга к творчеству у меня была всю жизнь, к рисованию, к музыке, но с фотографией всё получилось случайно – мой друг купил себе фотоаппарат, и меня так поразил тот факт, что можно пойти и купить фотоаппарат, что я пошел и тоже купил. Денег было очень мало, так что первой камерой был Зенит-19 – он стоил в три раза дороже, чем обычный Зенит, и это была на удивление хорошая камера. С тех пор я снимал всеми, наверное, камерами, какие только можно было найти, у меня были и Pentax, и Minolta, и Nikon, и Canon, и Mamiya, и Rolleiflex, и Rollei, и несколько леек, и цифровых, и плёночных, и ещё куча всякого узко-форматного и средне-форматного фотобарахла. Сейчас я снимаю на Canon.

 

как фотографировать еду (2)

-Что можно сказать о еде, как объекте съемки? Это неподвижный достаточно посредственный предмет. Фотография еды — это по сути самовыражение автора или у еды и кухни есть своя определенная «харизма»?

Петр Карасев: Про еду можно сказать главное – еда это основа жизни! Пока ты живёшь, ты будешь есть, и наоборот. Так что к еде у меня отношение практически как к божеству. Еда это не только белки, жиры и углеводы. Красиво оформленная и хорошо приготовленная еда — это произведение искусства, так что к съёмке еды я и подхожу, как к съёмке произведения искусства.

— Как вы готовитесь к съемке?

Петр Карасев: Я фотографирую почти всегда то, что готовлю сам, и сам съедаю после съёмки, так что к съёмке я готовлюсь так, что иду в магазин за продуктами 🙂 Всё, что касается непосредственно съёмки уже давно готово: домашняя студия оснащена, тратить время на подготовку техники не нужно. Нужно только решить, что вкусного и красивого я хочу съесть сегодня и чем хочу угостить свою любимую.

как фотографировать еду (3)

-Вы работаете с натуральными продуктами или в компании фуд-стилистов. Как вы относитесь к трюкам фуд-фотографии?

Петр Карасев: Как я уже говорил, всю еду я готовлю сам и вся еда, которую я снимаю, настоящая, вкусная и натуральная. Трюками фуд-стилистов я не пользуюсь — это прерогатива рекламной съёмки. Мы с Виолеттой считаем, что главное в жизни это не фотографии, которые ты делаешь, а сама жизнь, которой ты живёшь. Так что всё только натуральное.

Вы предпочитаете работать с естественным светом или искусственным? Может ли один компенсировать другой?

Петр Карасев: Практически все фотографии еды в мире снимаются с естественным светом. И мои тоже. Но мы живём не в Калифорнии или Австралии, где 340 дней в году светит солнце, поэтому зимой нам приходится пользоваться и искусственным светом тоже.

как фотографировать еду (4)

Опишите свою технику съемки, как вы это делаете?

Петр Карасев: Всё меняется – раньше я снимал долго и кропотливо, снимал огромное количество дублей и вообще находился в плену иллюзий, как большинство фотографов в России. Русские фотографы необыкновенно усложняют процесс любой съёмки и тратят на съёмку огромное количество времени. Когда я понял это, стал снимать намного быстрее и проще, и фотографии сразу стали лучше. В съёмке еды это вообще критический момент, еду нельзя снимать долго. Попробуйте снимать мороженое дольше, чем минуту. Оно просто растечётся и всё. Красивая запечённая корочка на курице из духовки будет выглядеть аппетитной только в течении 10 секунд, потом она скукожится. Не говоря уже о том, что еда остывает и через полчаса может стать просто несъедобной.

-Какой набор техники вы обычно используете при фуд -съемке, ваш повседневный набор.

Петр Карасев: Я снимаю на зеркальную камеру, и на макро-объектив. Но, конечно, в съёмке еды главное не техника. Главное — это цвет, свет и тень. Остальное второстепенно. Фотоаппарат Canon 5d3, объектив Canon 100/2.8 macro.

как фотографировать еду (5)

-Пользуетесь ли вы помощью ассистентов?

Петр Карасев: В съёмке еды, которую я готовлю дома, ассистенты не нужны, но на съёмке в ресторанах, когда продолжительность съёмки становится ещё более существенным параметром и световые условия часто далеки от идеальных условий моей домашней студии, помощь ассистента не будет лишней. В ресторанах мы работаем вдвоём с Виолеттой.

Много получается снимков за съемку? Долго потом выбираете лучшие кадры?

Петр Карасев: За съёмку получается около 40 кадров для каждого блюда и каждой сцены, включая пристрелочные дубли, из которых я выбираю лдин-два кадра.

как фотографировать еду (6)

Что вас вдохновляет на съемку? Не стало ли это чисто техническим процессом?

Петр Карасев: Меня вдохновляет вкус еды и то, что я приготовил её – сам всё резал, парил, жарил, смешивал, и накладывал. Я не готовлю ничего из ряда вон выходящего, всё это простая, натуральная еда, даже немного деревенская, но мне нравится делать всё своими руками. А когда я начинаю снимать, я думаю о том, чтобы фотография передавала вкус еды и создавала эмоциональный подъём – чтобы это не был просто набор пикселов, но чтобы она вызвала у кого-то желание попробовать это самому. Меня самого вдохновляют именно такие фотографии, которые вызывают эмоциональные переживания.

Вы делаете постобработку снимков? Какую программу используете?

Петр Карасев: Все свои фотографии я уже много лет обрабатываю в лайтруме, но в последнее время использую его уже в основном только как каталогизатор, «обработкой» фотографий я на занимаюсь, ни свадебных, ни портретных, ни фотографий еды. Практически никакой обработки на моих фотографиях нет, только может быть немного поднят контраст. Все мои фотографии выложены в интернет именно такими, какими я их снял, без обработки.

как фотографировать еду (7)

От чего зависит то, какой получится снимок?

Петр Карасев В фуд-фотографии настроение создаётся не только самой едой, но и окружением – какой был стол, какая посуда, какие приборы, какие салфетки, какие цветы стояли в вазе на столе. Какой был свет – жесткий или мягкий. Некоторые продукты и блюда намного лучше выглядят на фотографиях при жестком свете, а при мягком они теряют своё очарование. Начиная съёмку, я задаю основное направление, которое потом может радикально поменяться – я могу срочно переложить еду на другую тарелку, положить другую вилку, и сделать свет жёстче. Так что тут многое зависит от вдохновения.

Еда это не просто сочетание белков жиров и углеводов это образ жизни. Вы сами готовите? Ведете здоровый образ жизни?

Петр Карасев Да, я готовлю сам, и для фуд-фотографа важно вести здоровый образ жизни. Фотографировать хочется еду вкусную, а такая еда часто не самая полезная для фигуры. Так что для фуд-фотографа абонемент в спортзал это не прихоть, а суровая жизненная необходимость. Тем более для тех, кто и так изначально весьма не худой, как я.

как фотографировать еду (8)

На кого из известных фуд-фотографов вы равняетесь? Следите за тенденциями в блогах?

Петр Карасев: За тенденциями я не слежу, потому что я не хочу быть в рамках тенденций. Но я подписан на многих фуд-фотографов в Instagram, и на западных, и на отечественных. Времени на чтение блогов и просмотр сайтов у меня нет, так что я смотрю практически только Instagram, когда еду куда-нибудь на автобусе или на метро. Огромное влияние на меня оказывает скандинавский стиль жизни и фуд-фотографии. Нам, жителям Питера, скандинавский стиль вообще близок. В Дании есть явление, которое называется «hygge» – проведение времени с близкими людьми, и наполнение этого времени приятными мелочами, о которых так легко забыть в суете дней. То, как на стол подан хлеб или то, в какой кувшин налита вода, или как красиво смотрится эта тарелка на этой салфетке, всё это создаёт атмосферу, которую мы ценим и бережём. Если говорить об именах, то есть настоящие небожители: http://www.ditteisager.dk/ , http://www.whatkatieate.com/ , журнал «Kinfolk»

Как можно охарактеризовать российскую фуд-фотографию? она чем-то отличается от европейской? в ней есть какие-то тенденции? особенности?

Петр Карасев: К сожалению, российская фуд-фотография находится даже в худшем состоянии, чем российская свадебная или портретная фотография. Это результат нашего российского менталитета, который ценит только всё новое и ни в грош не ставит старые вещи или опыт предков. Поэтому русская фуд-фотография чаще всего выхолощенная, неживая, идеальная – идеальные композиции, идеальные новенькие тарелочки, скатерти, на которые не дай бог капнет хоть капелька соуса. Нет ничего более тоскливого и унылого, чем идеальность. Западные фотографии дышат, они живые, они показывают, что реальность прекрасна, что жизнь прекрасна, что жизнь стоит того, чтобы наслаждаться ей. Российская фотография отрицает реальность – русским фотографам реальность кажется кошмаром, на каждой съёмке они выстраивают пластмассовые выхолощенные декорации. Это касается и наших свадеб, и портретов, хотя ситуация здесь понемногу меняется к лучшему, надеюсь, что отчасти и благодаря моим усилиям. Но в российской фуд-фотографии пока что царит идеальность и слишком мало дыхания настоящей жизни, не стесняющейся своего несовершенства.
как фотографировать еду (9)

как фотографировать еду (10)
Вы недавно открыли в Петербурге новый проект — школу по фуд-фотографии. Можете рассказать подробнее — чему там научат и для кого эта школа? Начинающие продолжающие. Насколько востребовано это направление у нас?

Петр Карасев: В школе я буду учить всему, чему я сам научился методом проб и ошибок – и чему сейчас вряд ли научит кто-то ещё. Реальная работа, реальные знания о том, как находить выход из ситуаций, и самое главное – как жить, когда ты стал фотографом. Учебников по фуд-фотографии на русском языке не существует, по крайней мере таких, которые имело бы смысл читать и мне приходилось собирать информацию по крупицам. Но ни один учебник никогда не расскажет больше, чем инструкцию к фотоаппарату, а ведь самое интересное это как жить теперь со всеми этими знаниями? Как их применять на практике? Мне есть, что сказать на эту тему. Школа рассчитана на начинающих, потому что профессионалы чаще всего слишком закостенелые в невежестве и приходят в школу не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы потешить чувство собственного превосходства. А я хочу приносить пользу людям, я хочу много знать – это самое главное моё желание в жизни, как можно больше знать. Моя фотошкола для тех, кто хочет знать столько же, сколько я и даже больше. Насколько это востребовано – сложно сказать, но я уверен, что люди, которые хотят знать и уметь работать, найдутся всегда. Я не рассказываю ничего «модного», я учу работать.

Что вы можете посоветовать начинающим фотографам. Что важнее всего передать при работе с едой?

Петр Карасев: Начинающим я советую в первую очередь любить хорошо поесть 🙂 Как можно снимать то, к чему ты равнодушен? Невозможно хорошо снимать свадьбы или портреты, если ты не любишь людей, это просто немыслимо. Невозможно снимать еду, если еда для тебя просто питательная масса и ничего более. Нужно уметь готовить, нужно знать, как готовится то или иное блюдо, глядя на произведение повара нужно восхищаться им, нужно восхищаться мастерством и изобретательностью того, как повар приготовил простой кусок мяса или простой салат, например. Без этого вам не поможет ни профессиональный фотоаппарат, ни дорогой объектив, ни огромная фото-студия. Старайтесь знать как можно больше — всегда!

Пройти онлайн-уроки по Lightroom