Обзор светофильтров LEE Filters 100мм и Seven5

Рано или поздно фотограф открывает для себя новые творческие рубежи. Современная цифровая фотография позволяет дать волю фантазии и экспериментам без дополнительных затрат на плёнку и химикаты — что позволяет вам оставаться в поиске творческого пути и новых возможностей без ограничений.

Одним из таких направлений, открывающих новые возможности, является съёмка на длинных выдержках. И фотографы с опытом, и фотолюбители с небольшим стажем находят для себя подобные съёмки очень интересными. В этой статье я поделюсь с вами своим опытом работы с фильтрами и подробно расскажу, почему я выбрал для себя производителя, о котором пойдёт речь.

MASTER OF LIGHT — фраза, которая не нуждается в переводе. Это девиз компании LEE Filters, которая производит светофильтры и пользуется заслуженным авторитетом у профессиональных фотографов по всему миру.

Как профессионалы, так и любители, которые снимают пейзажи и архитектуру городов, хорошо знают о том, что во многих ситуациях без фильтров не обойтись. Как бы вы ни старались обрабатывать ваши снимки, от исходной информации, записанной в raw-формате, зависит качество на выходе, и далеко не всегда обработка поможет в достижении желаемого.

И, конечно, есть ситуации, когда воздействие фильтра невозможно заменить вообще.
Например, когда речь идёт об использовании нейтрально-серых фильтров (ND-фильтры).

Когда-то я увлёкся фотосъёмкой на длинных выдержках, и мои первые эксперименты начались с фильтрами компании Кокин. Первый набор состоял из трёх градиентных фильтров и трёх сплошных разной плотности. Также в поисках интересного цвета я использовал несколько цветных сплошных и градиентных фильтров, но в дальнейшем решил от них отказаться.

Систему Кокин нельзя назвать неудобной или сказать, что она не может быть использована для получения хороших результатов, но как только вы встречаете что-то лучшее, невольно начинаете сравнивать результаты и удобство использования на практике. В моей ситуации так и произошло. Как и в плёночной фотографии, при фотосъёмке на цифровую камеру качество любого фильтра имеет большое значение. Однажды на съёмках в США я увидел у одного фотографа систему LEE Filters; мы разговорились, и я услышал от него массу полезных советов и аргументов в пользу её приобретения.

Позже я понял, что фильтры Lee — это действительно следующий шаг к качеству и безупречному удобству в использовании. Ниже я покажу вам разницу и расскажу об этом подробно.

Но вначале маленькое отступление.

Фильтры нейтрально-серого цвета (ND-фильтры) используются для увеличения времени экспозиции (выдержки). В портретной фотосъемке — наоборот, для возможности снимать на открытой диафрагме с необходимой для синхронизации со вспышкой выдержкой.

Например, в солнечный день, используя вспышку на 1/200 с, применив такой фильтр, вы сможете открыть диафрагму на 2,8 и получить прекрасный оптический рисунок. А в случае с пейзажной съёмкой — получить выдержку в несколько секунд и превратить волнистую водную поверхность в гладь или ручейки фонтанов в шелковистые струи воды.

Для видеосъёмок на цифровые зеркальные камеры операторы используют серый фильтр подобным образом для получения нужной диафрагмы на выдержке 1/50 с, которая является идеальной при съёмке с частотой 24 кадра в секунду.

Фильтры бывают стандартные, резьбовые — которые накручиваются на объектив, — и системные, которые устанавливаются через переходное кольцо в отсек компендиума. Также стали популярны в последнее время удобные для видеосъёмок фильтры с переменным значением плотности, от 2 до 8 ступеней. Но с ними нужно быть очень внимательным, так как плотность таких фильтров очень сильно «гуляет», и наиболее точные значения вы получите как раз с системными или отдельными фильтрами: при необходимости их можно складывать в сэндвич. И, конечно, именно этот вариант наиболее привлекателен для фотографов, которым нужно использовать 2-3 фильтра на объективе одновременно.

Для «больших»

Для зеркальных полноформатных камер, а также и для камер с кропнутой матрицей, и, конечно, для дорогих систем среднего формата с цифровыми задниками служит система LEE Filters 100 мм, которая на сайте производителя так и называется.

Составляется такая система очень просто:

1) переходное кольцо (адаптер) с резьбой на ваш объектив,
2) компендиум (холдер) для установки фильтров,
3) сами фильтры.

При необходимости вы можете купить также раздвижную универсальную бленду-гармошку, но во многих ситуациях в ней нет необходимости. Кстати, такая бленда очень удобна в использовании даже в студийных условиях, и у многих профессионалов на среднеформатных камерах установлена именно такая.

Камера Nikon D800, 100 ISO, 15 с, f/13, LEE Big Stopper + градиентный ND-фильтр 0,6.

Отличия LEE Filters от Кокин и no-name производителей

1. Качество сборки. Тут нет вопросов. Качество материала колец, компендиума и самих фильтров очень серьёзно отличается. Начиная от композитных материалов самой системы, заканчивая качеством материала, из которого делают фильтры.

2. Удобство использования. Система безопаснее и легче других в эксплуатации.

3. Гибкость в работе. Фильтры LEE 100х150 мм при работе с градиентными фильтрами обеспечат вам более широкие возможности контроля разных границ и участков вашего снимка.

Это три основных пункта, по которым вы можете сделать выбор в пользу LEE Filters.

Такие камеры, как NIKON D800/D800e, новые камеры Sony с 24- и 36-мегапиксельными матрицами — очень требовательны к качеству объетивов, не говоря уже о фильтрах. Камеры среднего формата Hasselblad серии H, Pentax 645D, Phase One и другие разрешением от 40 Мп и более имеют самые качественные и самые дорогие объективы. Вопрос выбора качественного фильтра на объектив для владельца такой системы ещё более критичен, так как потеря качества из-за фильтра сводит все инвестиции в камеру, задник и оптику на нет. Даже зеркалки с матрицей кроп-формата уже имеют разрешение 18 и 24 Мп, и при таком разрешении вопрос качества объектива и светофильтра тоже стоит очень остро.

Качество Proglass

Многие на сайте или на коробках с продукцией LEE Filters видят эту надпись, но не вполне понимают, о чём идёт речь.
Фильтры LEE ProGlass — это современный материал самого высокого качества. Любой ND-фильтр компании LEE Filters разработан и оптимизирован для использования с цифровыми камерами высокого разрешения и в равной степени для фотосъёмки на плёнку. В фильтрах Proglass используется покрытие, сделанное из испарённого металла, которое обеспечивает поглощение части спектра света как в участках УФ (ультрафиолетовых), так и в ИК (инфракрасных). Именно избыток УФ и ИК составляющих спектра может вызвать цветовые проблемы в сложных или очень ярких условиях освещения при использовании ND-фильтра.

Если бы вы хотели купить такой набор ещё полгода назад, вам пришлось бы покупать его с рук на аукционе eBay или заказывать фильтры в США или Европе. При этом даже после оплаты вам пришлось бы ждать 2-3 недели, так как в наличии они бывают редко и чаще делаются под заказ.

И как приятно сообщить вам эту новость: сегодня никуда ехать не нужно. Не нужно ждать — в магазине Photosale.ru можно увидеть всё на огромном стенде, и при необходимости проконсультироваться у специалистов на месте. И, конечно, приобрести или оформить заказ через интернет-магазин компании. На ваш выбор представлен огромный ассортимент продукции этого производителя.

Что купить

Конечно, для начала фотограф должен определиться, что ему необходимо. Чтобы не покупать лишнего, для начала решим задачу собрать универсальный стартовый комплект. Если это ваш первый опыт — советую начать с комплекта DSLR Kit, который уже собран производителем.

В этот комплект входят компендиум, градиентный ND-фильтр с жёсткой границей (0,6 — на две ступени), обычный ND-фильтр 0,6, удобный кофр для переноски и хранения набора и специальная ткань для ухода за фильтрами. Вообще должен вам сказать, что всё, включая упаковку, сделано качественно и с душой. Как для себя, а не на продажу.

В каждом наборе идёт мини-буклет, фильтры обёрнуты в специальную бумагу, а качество чехла (кофра) видно даже по фотографии.

Переходное кольцо покупается отдельно, так как производитель не может угадать, каким объективом вы пользуетесь.

Также я рекомендую купить набор из трёх градиентных фильтров с мягкой границей разной плотности. Это фильтры наиболее часто используются в пейзажной фотографии.
Ну и неплохим дополнением будет специальный кофр для фильтров, который позволит хранить их в чистоте, безопасно переносить и использовать систему на выездах.

В дальнейшем каждый из вас самостоятельно определит недостающее в своём комплекте и сможет докупить то, что посчитает нужным.

В комплект входят три градиентных фильтра с мягкой границей, также самых популярных и востребованных у фотографов: ND 0,3 (1 stop) ND 0,6 (2 stops) и ND 0,9 (3 stops), где stop означает ступень экспозиции.

В данный комплект вместо кофра входит мягкий чехол из специальной ткани для бережного отношения к фильтрам.

Съёмка широкоугольными объективами

Снимать широкоугольными объективами с использованием фильтров очень просто, хотя многие фотографы и испытывают трудности при съёмки такой оптикой. К примеру, объектив 16—35 мм при использовании других систем на коротком (16 мм) конце подарит вам тёмные углы. А на 14—24 мм многие вообще не используют фильтры.

У компании LEE Filters этот вопрос тоже продуман. Во-первых, возможно использование переходного кольца для широкоугольных объективов; и оно тоже есть в наличии. К примеру, для объективов 16—35 и 24—70 мм можно сразу купить кольцо с маркировкой W (Wide).

На сайте Leefilters.com разница хорошо видна. В таком кольце отрезок крепления компендиума сокращён таким образом, чтобы углы не попадали в кадр.

А для таких объективов, как Nikkor 12—24 мм, есть система 150 мм, которую вы также сможете найти на сайте производителя.

Более того, у компании есть адаптерное кольцо специально для тилт-шифт объектива Canon 17 мм. Так что с этой системой вы можете использовать все ваши любимые линзы и фильтры.

LEE SEV5N — новое поколение фильтров для беззеркальных камер

Компания LEE Filters не оставила без внимания наблюдающийся в последнее время бурный рост популярности беззеркальных камер и представила ещё один комплект, который получил название Seven5 (или, как его пишут в логотипе, SEV5N).

Фильтры для системы Seven5 производятся по тем же стандартам, что и для знаменитой системы 100 мм, только имеют размер 75 мм (откуда, очевидно, и возникло название серии).

Все фильтры и элементы системы производятся вручную и отвечают самым высоким стандартам качества. Контроль качества компании LEE Filters в отношении цветовых и оптических характеристик фактически превратил их фильтры в эталон, с которым сравнивают другие системы. Они являются незаменимыми инструментами для многих профессиональных фотографов по всему миру.

Важно отметить, что весь ассортимент фильтров LEE доступен по отдельности и для системы Seven5. Вы можете ознакомиться с каталогом продукции на сайте производителя. Продаётся несколько наборов наиболее широко используемых фильтров Seven5, которые могут стать самым экономным способом создания своей коллекции фильтров.

Что ещё важно отметить, фильтры Seven5 — это не просто сокращенная версия системы LEE Filters 100 мм. В соответствии с меньшими размерами зоны градации фильтры были скорректированы с учётом меньших размеров системы. Все изменения вносились после тщательного тестирования лучшими пейзажными фотографами мира!

Диапазон фильтров системы LEE Filters Seven5 включает в себя также поляризационный фильтр, фильтры нейтральной плотности (обычные и градиентные), а теперь ещё и новый фильтр Big stopper.

Всё «как у взрослых»

Система построена точно так же, как и бо́льшие системы для зеркальных камер.

Установка производится ровно в три движения: кольцо — компендиум — фильтр. Буквально через несколько секунд вы готовы к съёмке.

Я бы посоветовал снимать систему Seven5, прежде чем ставить камеру на штатив; не только для того, чтобы избежать случайного падения штатива, но и чтобы устанавливать фильтры в держатель (компендиум) без риска их повреждения. А делается это одним лёгким движением.

Как и в старшей системе 100 мм, в системе Seven5 имеется стартовый комплект, который смело можно брать для начала.

В него входят только компендиум и один градиентный фильтр с жёсткой границей, да ещё мешочек. Очень мило; я тоже удивился. Ребята с юмором.

Но, когда стал им пользоваться, заметил, что всё не просто так.

Конечно же, вы можете взять сразу комплект из трёх градиентных фильтров с мягкой границей. Он, так же как и в старшей системе, поставляется в мягком тканевом чехле.

Вот так выглядит мой собственный походный набор для пейзажной и городской съёмки.
Два адапторных кольца с разным диаметром резьбы, стартовый набор и набор градиентных фильтров.

Примеры использования

Ниже — два кадра, снятые (на камеру Fujifilm X-E2 с объективом 18—55 мм) для наглядности — с градиентным фильтром и без него. Посмотрите, как в целом изменяется изображение. В данном случае отлично видно, что мы не только затемняем небо, но и получаем более светлый средний и нижний план. Фотография в итоге выглядит более цельной и интересной.

И ещё один хороший пример использования фильтров.

Вот перед вами панорама из пяти кадров. Обычный штатив, градиентный фильтр ND 0,9 Seven5 и склейка на автомате в Фотошоп. Выдержка каждого кадра — 4 секунды при f/16, 200 ISO. Панорама имеет длину 2000 пикселей; вы можете нажать на фотографию для увеличения и посмотреть её в хорошем разрешении.

BIG STOPPER

Настоящая находка для экспериментов. Об этом фильтре я хочу рассказать отдельно.

10 ступеней удлинения экспозиции позволяют даже днём замедлить время и получить интересные фотографии. С этим фильтром даже в самых обычных условиях вам откроются новые возможности.

Фильтр сделан очень аккуратно: со стороны камеры есть слой с проклейкой уплотнителя, чтобы ограничить попадание паразитного света и плотнее соединяться с держателем.
Немного ниже вы увидите фотографию, снятую с таким фильтром системы Seven5.

Фильтр поставляется вместе с удобным кофром, в которм есть окошко под прозрачной плёнкой, куда вставляется таблица с выдержками. В комплект входят мягкий чехол из специальной ткани и собственно сам фильтр. И, как я уже отметил, всегда есть маленький буклетик с красивыми фотографиями для вашего вдохновения.

А вот как выглядит Big Stopper для старшей системы 100 мм (для зеркальных камер):

Как и с любым нейтрально-серым фильтром большой плотности, цвет, конечно, немного изменяется при длительной экспозиции. Биг Стоппер придает лёгкий холодный (синий) оттенок, который можно легко исправить, снимая в RAW. На примере ниже баланс белого был исправлен при конвертации.


Камера Fujifilm X-E2, объектив 18—55 мм, LEE Big Stopper + градиентный ND-фильтр 0,9 с мягкой границей.

В Lightroom’е легко можно регулировать баланс белого, чтобы исправлять температуру цвета, но помните, что лучше всего снимать в raw-формате, который содержит гораздо больше исходной информации, чем JPEG.

Один из способов получения эталонного цвета в сложных условиях — снять первый кадр без использования фильтра. Все последующие кадры с BIG STOPPER вы потом с лёгкостью исправите, имея образец (если, конечно, он вас устраивает).

А в некоторых ситуациях прохладный оттенок может выступить в качестве творческого приема изменения цвета. Но это уже на усмотрение каждого автора.

Заключение

Я подсел на длинные выдержки уже давно. Съёмки на длинных выдержках с системой LEE Filters Seven5 совсем немного меняет подход к комплекту техники, который вы можете взять с собой в дорогу, и не требует покупки более вместительных кофров. И если вы не хотите рисковать качеством и имеете хорошую компактную беззеркальную камеру — то фильтры LEE Seven5 — без сомнения, новый путь и новые возможности для творчества.

Некоторые фотографы пугаются первоначальной стоимости системы, но я рассматриваю это как долгосрочные инвестиции и считаю экономически более правильным шагом, чем покупку комплекта из множества резьбовых нейтрально-серых фильтров, которые сложно комбинировать и объединять с другими системами. Так же как и дешевые наборы неизвестных производителей, которые не дают нужного качества и очень быстро нуждаются в обновлении или полной замене.

И лично для меня — это новая глава и продолжение моего проекта с пейзажами на длинных выдержках, с использованием более лёгкой и компактной системы и без потери качества в печати.

В своем блоге я продолжу делиться опытом использования фильтров LEE Filters 100 мм и, конечно, Seven5 с камерой Fujifilm X-Е2. Кстати, эта камера отработала все иллюстрации с фильтрами к статье, и за работу получила оценку пять, так как справилась с лёгкостью и отличным результатом!

Сайт производителя: www.leefilters.com
Автор: фотограф Эдуард Крафт

Приобрести фильтры в России можно в профессиональном фотомагазине Photosale.ru. Специально ехать в Москву за ними необходимости нет: через сайт магазина можно оформить заказ и доставку в любую точку.

Пройти онлайн-уроки по Lightroom