Экспозиция в цифровой фотографии

alt Экспозиция — одна из самых важных вещей в фотографии. Правильно выставленная экспозиция позволяет получить снимок максимального качества c технической точки зрения, то есть сохранить максимальное количество информации о снимаемой сцене.

В этой статье вы узнаете, как выбрать оптимальную экспозицию, учитывая особенности съемки на цифровые фотоаппараты. Теория и практика, позволяющая получить цифровой снимок наилучшего качества.

Итак, речь пойдет об особенностях экспозиции в цифровой фотографии. Точнее об оптимизации экспозиции учитывая особенности матрицы цифрового фотоаппарата.

 

Описанный ниже метод спорен, достаточно сложен в понимании физики процесса, но тем не менее заслуживает внимания. А о том дает ли он реальные преимущества или нет, и стоит ли овчинка выделки — пусть каждый решит сам для себя.

Часть первая. Вводная

Экспозиция — одна из самых важных вещей в фотографии. Правильно выставленная экспозиция позволяет получить снимок максимального качества c технической точки зрения, то есть сохранить максимальное количество информации о снимаемой сцене.

Экспозиция зависит от того, на что снимает фотограф. При съемке на слайдовую пленку фотограф всегда должен держать в голове, что это тип фотопленки имеет очень узкий динамический диапазон и то, что снимок уже не может быть откорректирован, после того как будет нажата кнопка спуска затвора. Это подразумевает, что фотограф должен выставить экспозицию с учетом такой особенности слайда, чтобы не потерять детали в темных и светлых областях.

alt

Пример хорошо экспонированного снимка.
Обратите внимание на огромное количество оттенков

Фотографы, использующие черно-белую, негативную пленку, которая имеет очень большой динамический диапазон, а сам снимок может быть ограниченно откорректирован в «темной комнате», часто используют так называемую теорию Адамса, для установки правильной экспозиции.

А те кто фотографирует на обычную цветную негативную фотопленку, часто выставляют экспозицию «по серому» (по полутонам) пользуясь экспонометром и серой картой или экспонируя по полутонам самой сцены. Таким образом, они сохраняют равное количество деталей как в светлых, так и в темных областях и могут получить «естественный» снимок.

Экспонирование по полутонам оптимально для простой фотопленки, но у цифровой матрицы есть свои особенности.

Итак наша итоговая задача, определить, учитывая особенности сенсора фотокамеры, какая экспозиция будет оптимальна для получения цифрового снимка максимального качества .

Забегая вперед скажу, что для решения этой задачи вам потребуется фотокамера с поддержкой съемки в RAW и возможностью просмотреть гистограмму сделанного кадра непосредственно на дисплее фотоаппарата.

Часть вторая, теоретическая

Вначале немного теории. Она достаточно сложна в понимании, поэтому если вам не хочется вникать в суть, можете перейти третей части — практической. А вернуться вы всегда успеете.

Обычно цифровая матрица имеет динамический диапазон около 5 стопов. Когда в качестве итогового файла используется RAW то снимок сохраняется в 12 битном виде. Да, обычно говориться, что в 16-битном, но реально — это 12 битный снимок в 16 битном пространстве. Это конечно лучше, чем 8-и битное, но далеко не так хорошо как 16.

12 битное изображение подразумевает возможность записи 4096 тонов (2 в 12-той степени). То есть, грубо говоря, каждый пиксел может хранить 4096 тонов.

Можно предположить, что если матрица имеет динамический диапазон в 5 стопов, то на каждый стоп придется около 850 тонов (4096 / 5). Но увы, это не так. Реально, на первый «ф-стоп» который содержит самые светлые тона, приходиться пространство в 2048 из наших 4096. То есть половину (!!!) того, что имеем в наличии.

Почему? Потому что используемые в настоящее время датчики ССD и CMOS — линейные устройства. И поэтому на запись диапазона тонов каждого последующего «ф-стопа», физически отдается в 2 раза больше пространства, чем предыдущего.

То есть получается следующая зависимость.

«ф-стоп» Тона изображения Пространство отведенное под запись
1 Самые яркие 2048
2 Яркие 1024
3 Полутона 512
4 Темные 256
5 Самые темные 128

Фактически, если не вдаваться во все технические тонкости, получается, что наши тона, составляющие изображение, будут записаны очень неравномерно. И почти половина доступного пространства будет лишь частично занята самыми яркими тонами. То есть пространство будет использовано нерационально, а качество итогового снимка будет снижаться.

К тому же, к снижению качества приводит и другая проблема — «шум» который свойственен всем матрицам. Наверное, на своих снимках, вы обращали внимание, что уровень шума на светлом однотонном небе заметно ниже, чем в темных областях. Причина этого частично кроется в соотношении Сигнал / Шум. Все что ведет к снижению соотношения сигнал шум, ведет и к снижению качества изображения и наоборот.

Возвращаясь к распределению пространства получается, что поступающий на матрицу сигнал будет записан неравномерно и соотношение Сигнал / Шум будет низкое.

То есть для того чтобы повысить качество нашей фотографии, мы должны более эффективно использовать доступное пространство и постараться увеличить соотношение Сигнал / Шум. Этим мы убьем сразу двух зайцев, во первых сохраним большее количество тонов изображения, во вторых снизим уровень шума.

Часть третья. Практическая.

Итак, в решении нашей задачи, выбора наилучшей экспозиции для получения цифрового снимка максимального качества, нам поможет гистограмма

Ниже показана типичная гистограмма цифрового снимка, с экспозицией по «серому», то есть по полутонам, как для обычной цветной пленки.

alt

Гистограмма цифрового снимка,
экспонированного «по серому»

Но, учитывая то, о чем говорилось в теоретической части, то есть особенности распределения данных о тонах на цифровом сенсоре, для того чтобы записать максимальное количество тонов изображения нам надо сместить гистограмму максимально вправо

Сама технология проста. Вы делаете снимок и смотрите на гистограмму, прямо на дисплее фотокамеры, затем изменяете экспозицию, снова делаете снимок и снова смотрите на гистограмму. Ваша цель выбрать такую экспозицию, при которой гистограмма будет смещена максимально вправо.

alt

Оптимальная гистограмма цифрового
снимка, максимально смещенная вправо

Но будьте осторожны и не переусердствуйте. Гистограмма не должна касаться правого края. Если она»заедет» за правый край, то информация о самых светлых тонах будет безнадежно потеряна.

На многих фотоаппаратах, при просмотре снимка на дисплее, вместе с гистограммой, те зоны снимка, где информация теряется, начинают предупреждающе мигать, Если вы заметите такие мигающие области, то значит вы уже перестарались к экспозицией и стоит вернуться чуть назад.

Снимать вы должны в RAW, так как JPEG имеет маленькую глубину цвета, всего 8 бит.

После того как снимок сделан, откройте его в RAW конверторе. Убедитесь в том что выставлена 16 битная глубина цвета.

Снимок будет выглядеть слишком светлым. Поэтому воспользуйтесь функцией компенсации экспозиции RAW конвертора, для базовой коррекции вашего снимка. После этого можно загружать отконвертированный и откорректированный файл в программу редактор, например Photoshop и при желании заниматься дальнейшей обработкой.

Конечно выглядит это немного странно, зачем вначале изменять экспозицию в фотокамере, чтобы потом «возвращать» ее на место в RAW конверторе? Ну если вы хотите разобраться в этом детально, то возвращайтесь к теоретической части, если же вы все равно ничего не поняли, то попробую объяснить чуть проще

Грубо говоря, подобная техника, нужна для того, чтобы наш RAW файл содержал максимальное количество цветовой информации. Можно сказать, что мы используем фотокамеру не для того, чтобы «сделать фотографию» а чтобы сохранить максимальное количество информации о снимаемой сцене и корректируя снимок в RAW конверторе, мы имеем дело с самыми полными данными.

Важно понимать, что при «обратной» компенсации экспозиции в конверторе, мы меняем сами тона, но не меняем количество этих тонов!

То есть после коррекции в конверторе, мы все равно имеем снимок хранящий максимальное количество информации об изображении, то есть снимок самого высокого качества.

Кроме того, подобным образом мы можем снизить уровень шума на фотографии.

Ну и в заключении хочу еще раз отметить, данная техника может вызывать споры.
Кому-то покажется, что преимущества не так уж и велики, кто-то решит, что это из области «высокой моды» и «простому человеку это не надо». Возможно так и есть, но попробуйте, кто знает может результат вас действительно приятно удивит.

 

При написании этого материала была использованы статьи: Michael ReichmannExpose (to the) Right (Luminous-Landscape.com) и Ron Bigelow — Digital ExposureRonbigelow.com).

 

В свою очередь, я был бы очень благодарен читателям, за мнения о данной технологии. Возможно вам есть, что добавить

Пройти онлайн-уроки по Lightroom