5 причин купить сверхширокоугольный объектив

Где использовать, как использовать и что делать, чтобы максимально раскрыть творческие возможности сверхширокоугольных объективов.

Продолжаем цикл статей о выборе фототехники. Мы уже писали о том как выбрать объектив.

Сверхширокоугольные объективы — очень специфический класс оптики, со своими особенностями и сферами применения. Эффект, который они создают, повторить другими объективами или программами очень сложно.

«Сверхшириками» считаются объективы с углом поля зрения от 90 и более градусов по диагонали кадра (то есть шире, чем у человеческого глаза) и определенным фокусным расстоянием:

  • для камер с матрицей APS-C — от 15 мм и менее;
  • для полнокадровых камер — менее 24 мм.

Такая оптика четко ассоциируется с искажениями — перспективы и геометрии. Здесь эти объективы делятся на два класса: «рыбий глаз» (фишай) и ректилинеарные (без дисторсии).

«Фишка» фишая — как раз-таки в дисторсии. Изображения, полученные с его помощью, выглядят округлыми, деформированными, а циркулярные «рыбьи глаза» и вовсе дают круглую картинку. Ректилинеарные объективы, хоть и сохраняют прямые линии, но все равно искажают масштабы и «вытягивают» круглые объекты у краев кадра.

Но, несмотря на искажения, сверхширокоугольные объективы выполняют свою задачу и пользуются популярностью у фотографов. И вот пять на то причин.

1. Войдет все


Интерьер снят на Samyang 14mm F2.8, 1/80, f/4, ISO 640

«Сверхширики» позволяют снимать крупные объекты и интерьеры и отлично подходят для того, чтобы показать расстояние между передним и задним планами. В кадр, сделанный на такую оптику, входит гораздо большее пространство, чем может дать любой другой объектив. Поэтому их часто используют в архитектурной, репортажной, свадебной съемке.

Только нужно помнить о непременных искажениях и знать, как их минимизировать при съемке и постобработке.

Кадр выше снят на Samyang 14mm, обзор которого вы можете прочитать здесь.

2. Идеальный вариант для пейзажного фотографа

Особенности сверхширокоугольной оптики исключительно хорошо подходят для пейзажной съемки. Она позволяет запечатлеть местность максимально полно (от цветов на земле до облаков), а искажения, представляющие проблему при съемке вертикальных линий, здесь могут придать фотографии дополнительную глубину, драматизм и динамику.

Пейзажи с небом удаются «сверхширикам» очень хорошо — рассвет и закат, грозовые тучи, рисунок облаков служат не просто обрамлением красивого ландшафта, но полноценной частью композиции.

3. И для астрофотографии тоже


Астрофотография на Samyang 14mm, автор @rmerzlyakov

Небо и само по себе может стать отличным сюжетом для фото. И тут точно пригодится максимально широкой угол обзора. Главное — помнить, что при съемке звездного неба или северного сияния работать придется в условиях очень слабого освещения. Поэтому объектив должен иметь большую светосилу и обеспечивать высокую резкость по всему полю кадра.

4. Интересные перспективы


Перспектива широкоугольника. Объектив Samyang 14mm
1/3200, f/2.8, ISO 100

Короткое фокусное расстояние и широкий угол обзора дают искажение перспективы: объекты на переднем плане кажутся больше, на заднем — меньше, чем есть на самом деле. Это позволяет добиваться интересных и эффектных кадров с определенными сюжетами, например, уходящими вдаль дорогами.

5. Повод подойти поближе

Все объекты в кадре, которые находятся на среднем и заднем плане, будут выглядеть мелкими. Поэтому, если вам нужно выделить какой-то предмет или человека, к нему надо подойти поближе. Тем более что «сверхширик» позволяет снимать максимально близко к объекту на переднем плане, не теряя всей остальной картинки.

Но, опять-таки, стоит помнить об дисторсии, и если делать портреты на такую оптику, то с осторожностью — «сверхширики» могут сильно искажать пропорции лица и тела. Поэтому при работе с таким объективом людей рекомендуют снимать в полный рост, делая их частью остального сюжета — так они будут выглядеть более естественно.

Рекомендации по использованию сверхширокоугольных объективов

  • Основные сюжеты, плюсы и минусы такой оптики мы уже перечислили. Стоит добавить, что к «сверхширику» надо приноровиться, попрактиковаться, чтобы понимать, что он может, и знать, как использовать и как нейтрализовывать дисторсии.
  • Искажения перспективы можно исправлять в графическом редакторе или применять их в качестве художественного приема.
  • Дисторсию при съемке рыбьим глазом можно существенно выправить, если поместить линию горизонта по центру кадра.
  • Достаточно хорошо выправить дисторсию можно в Adobe Lightroom, применив соответствующий профиль фишай-объектива.
  • Из-за большого угла обзора в кадр будут попадать как очень яркие/освещенные, так и очень темные/затененные объекты/места, то есть могут возникнуть проблемы с экспозицией. Здесь может помочь функция HDR.


Пейзаж снятый на Samyang 14mm F2.8 ED AS IF UMC 1/6, f/22, ISO 100

Другие статьи цикла о выборе объектива:

  • Как выбрать объектив
  • Выбор объектива с постоянных фокусным расстоянием
  • 7 причин купить 85 мм

Пройти онлайн-уроки по Lightroom