Задайте себе 20 вопросов, прежде чем нажать на спуск

Когда вдруг, вы обнаружили, что ваши фотографии стали однообразны и неинтересны, чувствуете, вы попали в фотографическую рутину, значит, настало время чтобы задать себе несколько вопросов.

Ощущение рутины обычно возникает, когда долгое время работаешь на автопилоте и прозябаешь, делая одно и то же из раза в раз. Если вам хорошо удаются пейзажи, то вы будете продолжать их снимать, потому что это легко, естественно и приятно. Однако без периодов рефлексии и самоанализа фотографу сложно развиваться.

Возможно, улучшение ваших снимков, причина того, почему вы читаете эту статью и это очень важный шаг. Это отражает вашу заинтересованность в прогрессе. И если вы вдруг завязли в фотографической рутине, и хотите дальнейшего развития, следующие 20 вопросов, заданные самому себе, помогут вам стать более критичными к съемке. Они позволят найти способы сделать ваши снимки намного лучше.

Конечно, это не значит, что вы должны задаваться вопросами перед каждым кадром. Это было бы довольно глупо. Данный список встряхнет ваше мышление и позволит взглянуть на свои фотографии с другой стороны.

Вопрос 1. Зачем я делаю этот снимок?

Это первое и самое главное, что нужно у себя спросить. И на него нет верного ответа.

Но важно быть уверенным в том, для чего конкретно вы делаете снимок. Чего вы хотите добиться?

Красивый закат? Ок, «сфоткали». Милый котик? Тоже «сфоткали».

Но для чего? Собираетесь ли вы поделиться этими фото или они будут жить в закромах вашего жесткого диска? Есть ли диалог с предметом съемки? Вызывает ли кадр эмоции у зрителя? Рассказывает ли он историю или меняет ваш взгляд на мир?

Если вы заметили красивую сцену, например закат, идите и снимите его. Но задумайтесь на секунду о том, что вы не должны фотографировать каждый хорошенький кадр. Если что-то кажется вам симпатичным — это не всегда причина для нажатия на спуск затвора фотокамеры. Но так же вполне правдиво, что вы не обязаны слепо следовать этому совету.

Просто подумайте над тем, зачем вы хотите сделать этот снимок, и каким вы хотите его получить, перед тем как нажать на спуск.

Вопрос 2. Что я хочу передать?

Хорошее фото – это то фото, которое наполнено смыслом и вызывает эмоции.

Вы берете сцену, в которой присутствует большая многоплановая смысловая нагрузка. Но ваша камера может захватить только что-то одно.

Вы видите перед собой шумную, холодную и неприятно пахнущую городскую улицу. Каким образом передать это все через фотографию? Просто снимок вдоль тротуара не сможет передать всю атмосферу.

Нужен акцент. Необходимо показать людей одетых в теплое пальто или человека, у которого идет облако пара изо рта. Захватите мусор, лежащий на земле.

Если хотите передать больше чем свет и цвет, вам нужно будет остановиться, задуматься над тем как передать то, что вы чувствуете и лишь затем действовать.

PeterWestCarey-Jordan2012-0713-2346

Вопрос 3. Откуда падает свет?

Вначале все фотографы знакомятся с техническими аспектами — выдержка, ISO, диафрагма и т.д. Так же они осваивают элементы управления камерой и следят за тем, чтобы объект был в фокусе. Однако одна очевидная деталь – обдумывание того, откуда идет освещение – часто упускается из виду. А ведь это наиважнейшая характеристика.

Конечно, не всегда это возможно. Например, вы видите хороший автомобиль и хотите снять его в движении, с размытым фоном. Или вы, наконец, добрались до Эмпайер Стейт Билдинг, у вас есть всего несколько минут и хотите снять его.

Такие быстрые фотосеты часто не оставляют возможности для определения источника освещения, чтобы под него подстроиться. Или чтобы найти способ подобрать его под съемку.

Но тем не менее, всегда стоит помнить про освещение. Этим вопросом следует задаваться перед каждым кадром, потому что фото ничто без освещения. Свет – самый важный элемент любого снимка. Так где же источник света?

PeterWestCarey-Jordan2012-0712-1950

Вопрос 4. Это ли самый лучший ракурс?

Вернемся к примеру с Эмпайер Стейт Билдинг. Просто тот факт, что вы прибыли в точку Х рядом со зданием — не значит, что эта точка, идеальный угол съемки. Если вы ограничены во времени, конечно, сделайте снимок и идите дальше. Но если времени у вас достаточно подумайте, как получить именно тот снимок, который вы хотите.

Чтобы найти подходящий ракурс и свет, который будет ему соответствовать (если это природное освещение), вам, возможно, придется вернуться на это место в другое время дня или даже в другое время года.

Студийные фотографы экспериментируют почти безостановочно, соотнося свет с ракурсами и возятся с этим до тех пор, пока не получат то что нужно. Но в случаях с естественным светом, солнцем гораздо труднее манипулировать.

Даже у самых лучших фотографов, редко получается шедевр, сделанный «навскидку».

Thamserku and Kantega, Nepal

Вопрос 5. Какое настроение?

Вы можете сделать фото самой веселой в мире новогодней вечеринки, но если вы сфотографировали на ней парня с ужасной головной болью и желающего быстрее попасть домой, будут ли эти эмоции видны на снимке?

Имейте в виду, что те чувства и эмоции, которые вы хотите передать, полностью зависят от вас. Как от художника.

В любом случае, отнеситесь внимательно к передаче эмоций посредством фотографии.

Вопрос 6. Охватит ли моя камера весь динамический диапазон?

Цифровые камеры становятся все лучше. Но они все еще далеки от той точки, в которой могут полностью охватить динамический диапазон, воспринимаемый нашими глазами и мозгом.

И пока они еще не достигли этого момента, вам придется учитывать, не слишком ли большой динамический диапазон на фото и что с ним делать.

Динамический диапазон – это количество света на фотографии, начиная с самых темных до самых ярких тонов. На сцене с большим динамическим диапазоном, вам придется сделать выбор – на чем поставить акцент, на темных или ярких областях. Помните, что чтобы вы не выбрали, это принесет в жертву детали противоположной области. Хотя вы можете сделать HDR для экспозиции всех уровней освещения. Но не перестарайтесь.

И помните. Далеко не всегда потеря деталей из за большого динамического диапазона – портит кадр.

PeterWestCarey-100228-085427-0082

Взгляд наружу изнутри пещеры? Камера не сможет с этим справиться.

Во

прос 7. Нужен ли штатив?

Солнце уже село и свет постепенно слабеет, но есть желание снять что-нибудь еще. ISO уже настроено на допустимый максимум. Значит, настало время для штатива.

Некоторые фотографы очень требовательно относятся к съемке пейзажей с применением штатива, другие не могут себя представить прикованными к одному месту.

Необходимость использования штатива зависит от того, какого эффекта вы хотите добиться на снимках.

Но в подавляющих случаях, для получения хорошего снимка, особенно в условиях слабого освещения – штатив вам обязательно понадобиться

Приведенный ниже снимок — 1/10 секунды с градиентным нейтральным фильтром. Сделать его без штатива, было бы затруднительно.

Sunset From Nahargarh Fort, Jaipur, India

Вопрос 8. Можно ли сделать это же фото в другое время суток?

Часто на съемках во время путешествия нет возможности вернуться на то же место в другое время суток. Однако если такая возможность есть, стоит обратить внимание на время дня, когда найденное место выглядит идеально для съемки.

Самое простое — это составить график съемки одного и того же сюжета через каждый час в течение всего дня и ночи. Может это звучит не так уж и легко, особенно если вы любите поспать. Хотя снимок даже одной сцены на рассвете, в полдень и на закате помогут вам потренироваться в умении определить наилучший тип освещения.

Не останавливайтесь на достигнутом, пока не окажетесь полностью удовлетворены.

Петра, Иордания днем…

PeterWestCarey-Jordan2012-0711-1758

…И Петра, Иордания ночью.

PeterWestCarey-Jordan2012-0711-1894

Вопрос 9. Чьей работой я восхищаюсь?

Учитесь у других. Не стесняйтесь использовать чужой опыт.

Легко и просто: Нравятся ли вам работы других художников? И если да, то кто они? Это могут быть фотографы или те сумасшедшие ребята ниже по улице, которые рисуют мелом на тротуаре без обуви.

Найдите их в интернете, просмотрите их книги в книжном магазине или библиотеке.

В конце концов напишите им e-mail если вас интересуют какие-то конкретные вопросы (худшее что может случиться — это то, что они вам не ответят). Просто попробуйте сказать им, что они вас вдохновили. Если вас восхищает чья либо работа, возможно, подошел момент выйти из зоны своего комфорта и поискать вдохновения.

Вопрос 10. Как сделана эта фотография?

В самом начале пленка имела свои преимущества. Одно из которых заключалось в том, что можно было детально разобрать изображение и понять как оно было снято. С наступлением времени цифровых камер это стало тяжелее. Любое фото, которое вы видите на фотофорумах или сайтах было обработано и довольно сильно отличается от оригинального снимка.

Однако многие известные фотографы часто делают мастер-классы по тому, как они делают свои работы и как обрабатывают.

Возможно, вам стоит их посетить.

Вопрос 11. Как отредактирован этот снимок?

Это то, что трудно просто интуитивно понять. Лучшими вашими друзьями в этом вопросе будут мастер-классы и обучающие уроки в интернете.

Вопрос 12. Отвлекает ли что-нибудь внимание от предмета съемки?

Лучшего всего задаться этим вопросом, перед тем как сделать фото.

Однако в век цифровых манипуляций можно спросить себя об этом и после съемки. Многие новички так счастливы сделать тот самый «идеальный» снимок Эйфелевой башни, Тадж-Махала или красивого заката, что просто не видят недостатки через свои розовые очки.

Например, снимок ниже — пример кадрирования оригинала. Этот вариант предпочтительнее, так как в оригинальном вариант солнце слишком сильно выделяется, чтобы быть полезным и только отвлекает наше внимание от ландшафта. Главное на снимке – свет, падающий на землю.

PeterWestCarey-Utah2012-1021-7309-2

PeterWestCarey-Utah2012-1021-7309

Вопрос 13. Как я могу подчеркнуть объект съемки?

Вопрос идет рука об руку с проблемой отвлекающих объектов. Раз мешающих элементов больше нет, смогли ли вы выделить объект съемки так, как хотели? Например, на снимке ниже со Сноумасс Родео всадник и лошадь не выделяются, несмотря на размытый фон.

PeterWestCarey-110629-202506-2188

Более того цветовые пятна только отвлекают внимание от всадника. Используя корректирующую кисть в Adoh2e Lightroom, можно отрегулировать экспозицию заднего фона на 1.3 стопа и снизить резкость и четкость. Затем «подсветить» всадника и лошадь другой кистью и увеличить экспозицию на 1 стоп, увеличив при этом контраст и насыщенность. В целом, можно уменьшить насыщенность части цветов, чтобы сделать задний план менее броским.

PeterWestCarey-110629-202506-2188-2

Теперь всадник и лошадь лучше выделяются, и для этого не было приложено много усилий.

Вопрос 14. Как будет использован этот снимок?

Если фотографам задать этот вопрос многие из них просто напросто растеряются. Они видят красивое место, снимают и часто не знают, для чего сделали это фото. Они просто «захотели» его сделать.

Мы делаем это все время. Видим привлекательные или интересные вещи и считаем, что они должны быть сохранены на карте памяти.

Но, в самом деле, как будет использована фотография? Видите ли вы его как часть чего-то большего? Сделаете большой отпечаток и повесите на стене? Поделитесь ли вы им в социальных сетях или отправите члену своей семьи? Это не значит, что у каждого снимка должна быть особая цель.

Но нужно понять, что не всякая фотография должна быть снята, особенно если у вас нет планов, как ее использовать в дальнейшем. Не стоит делать снимков, которых никто никогда не увидит.

Вопрос 15. Является ли фото самостоятельным изображением или оно часть истории?

Почаще задавайтесь вопросом: «Для чего делается снимок если он «так себе»?»

Под словом «так себе» имеется ввиду что-то скучное, неинтересное или нефотогеничное. Сами по себе такие снимки – это просто трата цифровой памяти для большинства людей.

Но иногда стоит делать подобные фотографии, если они являются частью какой-то расширенной истории, которую вы хотите рассказать. Во время публичных выступлений, слайд-шоу могут состоять не только из красивых закатов и горных вершин. Рассказывая, допустим, о жизни в Непале вы можете показать фотографии ножа, кастрюли с кипящей водой или чего-нибудь обыденного. Сами по себе они скучные и неинтересные.

Однако в контексте жизни Непала эти «скучные» снимки показывают, насколько культуры похожи и помогают людям найти связь. Мы все видели изображения дальних экзотических стран, например аскетов с их дикими волосами и сумасшедшим видом.

Но если показать людям фотографии повседневную жизнь шерпов в Гималаях, это навряд ли будут гламурные яркие снимки.

PeterWestCarey-Nepal2011-1003-9245

Вопрос 16. Что случится, если я подожду?

Одни фотографы проводят на одном и том же месте час или больше, впитывая пейзаж и атмосферу, в то время как другие пробегаются по основным местам, снимают и уходят. В этом случае первые поступают правильнее.

Как часто вы прибываете на место и ждете? Что бы произошло, если бы вы это сделали? Пока мы хотим запечатлеть действие, жизнь идет своим чередом даже в самых тихих уголках и часто можно поймать более выразительный кадр если немного подождать.

В качестве примера, здесь представлены три снимка одной и той же сцены. Первый – неплохой, но безжизненный. И это то, что вам кажется, вы хотите снять. Второй –неудачный. Потому что мужчина закрывает собой чашу с водой. Последнее фото – это то, что можно оставить. Все фотографии были сделаны в короткий промежуток времени, и ожидание изменения сцены часто стоит того.

PeterWestCarey-Nepal2011-0929-8483 PeterWestCarey-Nepal2011-0929-8484 PeterWestCarey-Nepal2011-0929-8485

Вопрос 17. Подходящая ли у меня глубина резкости?

На этот вопрос нет правильного ответа. Если вы долгое время снимаете в режиме «авто» и решились на ручную настройку параметров, глубина резкости первая вещь на которую вы можете повлиять.

Есть множество книг о художественной нерезкости или эффекте «боке», на снимках. Согласитесь, что не каждая фотография выглядит хорошо, когда все объекты находятся в фокусе. Но это не значит, что фото нужно снимать в f/1.0.

Просто подумайте, какая именно глубина резкости подойдет вашему снимку. Что обязательно должно быть в фокусе, а что нет.

Вопрос 18. Нужно ли размытие и как его создать?

Помимо размытости связанной с открытой диафрагмой, вы так же можете создать размытие в движении. Вы можете двигаться сами (например, создавая панорамное или масштабное размытие) или может двигаться предмет.

Мысли, которые могут вас сопровождать при съемке этих фотографии:

«Эй, это красивая ступа и много птиц» (щелк)

PeterWestCarey-Nepal2011-0929-8541

«А это очень скучная стая птиц. Они ничего не делают. Возможно, поможет размытие зумом»

PeterWestCarey-Nepal2011-0929-8544

«Нет. Что если снимать вдоль стены ступы и замедлить выдержку, закрыв диафрагму?»

PeterWestCarey-Nepal2011-0929-8553

Последнее изображение интереснее, потому что размытость умышленная, но в, тоже время ясно видно, что на снимке птицы.

Вопрос 19. Чему я хочу сегодня научиться?

Подумайте о том, чему хотели бы научиться. Сядьте спокойно, без компьютера, без завтрака, без ничего. Если вы серьезно хотите улучшить свои фотографии, посидите и оцените, сильные и слабые стороны своих работ. Где вы достигли уже достаточного уровня мастерства, а где надо подучиться.

Самооценка имеет важное значение для развития, но вы не должны заниматься этим каждый день. Однако, хотя бы раз в неделю найдите время, чтобы посидеть и обдумать чему вы хотите научиться сегодня, через неделю или через месяц.

Составьте свой личный план развития.

Вопрос 20. Как мне помочь научится другим?

Лучший способ чему-то научиться – это попытаться научить кого-нибудь еще. Это поможет и вам и другим, потому что заставит вас критически отнестись к своей работе и оценить ее.

Это не значит, что вы должны быть фотографом-инструктором, но помощь другим фотографам является процессом обучения и для самого себя.

Пройти онлайн-уроки по Lightroom